южная америка
1 в. н.э., Перу
ГЕОГЛИФЫ НАСКИ

Посреди каменистой пустыни прочерчено множество линий, из которых складываются изображения животных..
Геоглифы Наски

На этом гигантском рисунке сразу можно узнать обезьяну.
 

 Геоглиф - это гигантский рисунок на земной поверхности. В Наске такие рисунки изображают либо просто геометрические фигуры, ли 60 силуэты животных. Они словно выцарапаны на каменистой почве Пампы Инхенио и с высоты человеческого роста являют собой лишь невразумительное хитросплетение желтых пересекающихся линий, проведенных кем-то на красноватом фоне пустыни. Только поднявшись в воздух, можно разглядеть их ис тинные очертания. И тогда глазам предстает, например, пятидесятиметровый паук или кондор с размахом крыльев в 120 метров, ящерица длиной метров в 180 или стометровая обезьяна.

 Эти фигуры, разбросанные по пустыне на пространстве 500 км2, возникли после тщательной уборки темных камней и мелкой гальки с желтоватой песчаной поверхности, которая при этом обнажалась. Однако назначение этих рисунков неизвестно. С 1926 года, когда они были открыты, исследователи выдвинули множество гипотез. Альфред Кребе и Торибио Мехия, первыми обнаружившие эти загадочные линии, предположили в них систему оросительных сооружений. Мехия, правда, впоследствии от этой теории отрекся и выдвинул другую, связав рисунки в пустыне со Святой тропой инков (Ceques). Многие признаки - например, холмик камней в точках пересечения линий - говорят о том, что фигуры выполняли культовые функции.

 Пауль Козок, посетивший эти места в 1941 году, отметил особую роль отдельных линий при закатном освещении в период летнего солнцеворота и назвал рисунки «самым большим в мире учебником астрономии». Эта теория получила развитие в работах немецкой исследовательницы Марии Райхе. По ее концепции прямые и спиралевидные фигуры символизируют созвездия, а рисунки животных - положение планет. Изучение астрономии, конечно же, имело в древних культурах и практический смысл. Среди прочего оно помогало установить взаимосвязь движения созвездий и наступления периодов дождей, столь важных для земледелия.

 Самая надуманная, хотя, судя по всему, и наиболее известная гипотеза принадлежит Эриху фон Дэникену. Он предположил, что рисунки есть не что иное, как разметка для пришельцев из космоса. Не менее фантастична и другая теория, согласно которой древние жители Наски изобрели воздушный шар и осваивали воздухоплавание. Эта гипотеза опирается, во-первых, на то обстоятельство, что линии рисунков лучше всего различимы с большой высоты, а во-вторых, на несколько темных пятен на поверхности пустыни, которые интерпретируются как костровища на стартовых площадках для воздушных шаров. Георг фон Бройниг высказал соображение, что линии рисунков на самом деле ритуальные беговые дорожки, а археолог Хосе Ланчо утверждает, что это всего лишь карты, указывающие путь к каким-то важным точкам, например к подземным источникам воды. Возраст геоглифов поддается лишь весьма приблизительной датировке. Археологические исследования показали, что они создавались в разное время. Самые поздние датируются первым веком нашей эры, а самые древние, прямые линии, возникли в VI веке до н. э.

 Неоспорима только загадочная и таинственная притягательность этих рисунков, увлекающая и серьезных исследователей, и дилетантов. Чтобы сохранить их для потомков, посетителям теперь строжайше запрещено наступать на линии. Со смотровой площадки, расположенной в горах в 20 километрах к северу от геоглифов, хорошо просматриваются три фигуры.
Геоглифы Наски

Кто и зачем прочертил на каменистой почве пустыни грандиозные картины вроде этого гигантского колибри, которые можно разглядеть лишь с большой высоты, - по сей день остается загадкой. Было выдвинуто множество гипотез, ни одна из которых пока что не подтвердилась. Геоглифы Наски по-прежнему окутаны покровом тайны.
 


Пирамиды Кауачи

 Пирамиды находятся на месте больших археологических раскопок в долине Наски. Наряду с жилыми постройками из адобов (кирпич-сырец) и квинчи (плетеный тростник, обмазанный глиной) здесь есть также общественные и культовые здания. Наиболее известен Большой храм - многоступенчатая пирамида двадцатиметровой высоты. Она стоит на холме, вершина которого срезана, а подножие обнесено стеной из сырцового кирпича. Вокруг холма находятся несколько зданий и площадок, также огороженных стенами. Самая большая площадка имеет размеры 45х75 метров. На ранней стадии развития культуры Наски, общая продолжительность которого датируется от II века до н. э. до VIII века н. э., важную роль, видимо, играли жрецы. О религиозных культах того времени известно немного. Но по фигуркам животных, запечатленных на керамике и тканях, можно заключить, что некоторые звери (например, кошки) считались священными. На раскопках можно осмотреть также ряд захоронений различных периодов, некоторые из них вскрыты.


Керамика из Наски

 Во многих музеях Перу экспонируется изумительная керамика Наски. Одно из крупнейших собраний представлено в Национальном музее археологии и антропологии в Лиме (Museo Naciormie Зе Arqueologia у Antropokgia). Ранние работы отличаются реалистическим изображением животных (кондор, ягуар, лама, колибри) и растений (кукуруза, перец, бобы). Для поздней керамики характерны более абстрактные мотивы и более угловатые формы.