СЕВЕРНАЯ АМЕРИКА
1975 г., Канада
К. Н. ТАУЭР

После Эйфелевой башни и Эмпайр-стейт-билдинг - это самое высокое сооружение в мире
К.Н.Тауэр К.Н.Тауэр

Вид с озера Онтарио: башня высится над городскими небоскребами.
 

Самая высокая постройка мира, Канадиен Нэшенл Тауэр (Canadian National Tower), или, сокращенно, К. Н. Тауэр (С. N. Tower), вместе со шпилем антенны в высоту равна 553,5 метра. Строили ее 40 месяцев. Идея заключалась в том, чтобы башня могла принимать и передавать сигналы, а при этом многочисленные небоскребы Торонто не создавали ей помех. Отстроенная башня, кроме своего практического назначения, стала еще и местом, где предлагается немало развлечений, достопримечательностью для туристов, а главное - известным во всем мире символом Торонто.

Группа экспертов еще до февраля 1973 годы, до начала работы, отправилась в путь и изучила самые разные башни. Задача была в том, чтобы новейшая из них стала не только самой высокой, но и самой привлекательной для посетителей. А это значило: соответствующий внешний вид, место для огромного числа гостей (теперь это в среднем 1,7 миллиона человек в год) и, одновременно, функция смотровой вышки.

Эксперты, собрав всю возможную информацию, сконструировали стройную башню с круглой капсулой Скайпод (Skypod) на высоте 351 метр. Последняя оборудована внутри и снаружи смотровыми галереями, кроме того, здесь есть ночной клуб и ресторан. Для очень смелых на высоте 447 метров - еще одна видовая площадка, самая высокая в мире; ее называют Спэйс Дэк (Space Deck). Именно на этой площадке заметно, что башня слегка покачивается. Посетителям непременно объясняют, что так должно быть и бывает со всеми высокими зданиями мира: при турбулентном движении воздуха было бы значительно опаснее, если бы башня стояла неподвижно.

Строительство самого высокого сооружения в мире потребовало более чем серьезных размышлений о безопасности. Сложности самой конструкции были в сущности давно известны из опыта постройки небоскребов, но все-таки этот проект был шагом в неизведанное, поэтому все характеристики должны были быть исключительно надежными. К работе привлекли множество архитекторов, башня - результат многолетнего коллективного труда. На первом этапе он заключался и в обсуждении бесчисленных предложений, пока, наконец, не утвердили окончательный вариант (в первом проекте были заложены три башни, связанные между собой мостами).

История строительства представлена на фотовыставке в Скайпод. Просто невероятно: в дело пошли 40 522 кубических метра бетона, 129 кубических метров предварительно напряженного железобетона и 5080 тонн стали. Общий вес сооружения оценивается в 132 080 тонн. На строительстве были заняты 1537 рабочих, которые для начала должны были выкопать котлован 15-метровой глубины, то есть поднять наверх 63 000 тонн земли и сланцеватой глины.

К. Н. Тауэр - внушительная и элегантная конструкция - доказывает, что результатом продуманной техники и тщательного проектирования может быть гармоничное здание.


Лифты и психология

Четыре лифта внутри башни поднимаются вверх со скоростью шесть метров в секунду. За час они могут перевезти в одном направлении 1200 человек. Поездка до капсулы Скайпод длится 58 секунд и очень напоминает взлет самолета. Поскольку строители опасались, что скорость, высота и теснота при каком-нибудь особом стечении обстоятельств могут вызвать у людей панику, они обратились за советом к психологам. Результатом консультации явились кабины, форма и вид которых создают ощущение безопасности. При сильном ветре скорость движения кабин может уменьшаться. В каждом лифте имеется одна стеклянная стена. Через нее открывается изумительный вид, и это тоже помогает тем, кто в кабине, преодолеть неприятное ощущение замкнутого пространства.