СЕВЕРНАЯ АМЕРИКА
IV в. н.э., Гватемала
ТИКАЛЬ

Величественные руины культуры майя затеряны в джунглях
Тикаль

Большая площадь Тикаля замкнута пирамидами и акрополем. Город является памятником классической культуры майя, его руины - это свидетельства пяти веков развития ее зодчества.
 

Тикаль

Пирамида I в Тикале. Пирамиды такой формы выполняли двойную функцию. Они были храмами богов и гробницами властителей.




Майя, предки современных индейцев майя, принадлежали к цивилизации, влияние которой распространялось на обширные территории центрально-американских равнин и плоскогорий. Специфика их культуры определялась религиозными ритуалами, страной правили жрецы. Весьма совершенный календарь майя был рассчитан на различные хронологические циклы - от 260 дней до 52 лет. Попытки как-то согласовать этот календарь с европейским принесли несовпадающие и противоречивые результаты. Исследователи склонны считать, что вершины своего развития культура майя достигла между IV и Х веками н. э.

Тикаль, расположенный в северных низинах ареала, где обитали майя, был, вероятно, самым крупным центром их культуры в классическом ее выражении. В центре города находилась большая площадь, ограниченная с западной и восточной сторон пирамидами, а с севера - акрополем. Вокруг этой площади на пространстве в 16 км^ стояло еще около 3000 зданий. Число жителей, по различным оценкам, составляло от 10 000 до 45 000 человек. В акрополе, судя по всему, люди постоянно жили на протяжении одиннадцати веков. На сегодняшний день сохранилось всего 16 храмов. Некоторые стоят на руинах более древних сооружений, среди которых есть и гробницы с удивительными по красоте росписями.

Этот культовый центр занимает площадь в 2,5 км2. Площади и храмы соединены пешеходными дорожками. Кроме того, здесь великое множество так называемых «малых дворцов» - одноэтажных домов с оштукатуренными и нарядно украшенными комнатами. Как и многие другие архитектурные сооружения майя, они строились на платформе. Главные религиозные храмы возводились на большом возвышении, что придавало им более величественный вид и позволяло большому числу людей наблюдать за отправлением религиозного обряда. Но даже относительно невзрачные и простые дома вдалеке от центральной площади строились на платформе из глины, возможно, для защиты от наводнений и паводков в сезон дождей.

Каменные скульптуры и резные фигурки из дерева сапотиллы изображают вождей майя и сцены религиозных обрядов. Резьбой украшены карнизы дверей в некоторых дворцах, а также деревянные притолоки в храмах. В Тикале есть шесть очень крутых пирамид, на верхнюю площадку которых можно подняться по лестнице. На этой площадке располагалось ритуальное помещение. Самая большая из пирамид, обозначаемая просто номером IV, достигает в высоту 70 метров. Пирамиды служили гробницами для богатых и уважаемых людей, которых хоронили здесь вместе с бесчисленными погребальными дарами. Были тут среди прочего и обильные съестные припасы, которым надлежало скрасить долгий путь усопшего в мир иной. Перед храмами и дворцами нередко можно увидеть каменные стелы (вертикально установленные плиты), на которых чаще всего изображен вождь или воин, попирающий ногой поверженного противника.

Понятие «город» применимо к Тикалю весьма условно. Это был важный религиозно-культовый центр, в окрестностях которого во множестве селились люди. Большинство индейцев майя отнюдь не утопали в роскоши, но свои храмы и могилы они старались украсить как можно богаче. Из боязни прогневить богов, жрецов и правителей, а пуще всего - мертвых они создали монументы, которые и сегодня поражают своим величием, внушая почтение и благоговейный трепет.