israel
ИСТОРИЯ ИЕРУСАЛИМА

Территория Израиля представляет собой вытянутый с севера на юг горный хребет, ограниченный с запада прибрежной низменностью, а с востока - Сирийско-Африканской впадиной. Внутри этой впадины находятся озеро Киннерет, река Иордан и Мертвое море. В состав центрального горного хребта входят Галилея, Са-мария, Иудея и Негев. Самария и Иудея разделяются горной цепью (средняя высота - ок. 800 м над уровнем моря), которая называется Иерусалимскими горами. Они плавно спускаются на запад и на восток цепями холмов. Это чередование холмов и долин и создает неповторимый облик Иерусалима.
Возникновение древних городов всегда определялось наличием источников воды. Возле бьющего из-под земли источника Гихон три тысячи лет назад царь Давид построил свою столицу.
Вторая половина III тысячелетия до н.э. - первое дошедшее до нас упоминание об Иерусалиме в документах, найденных при раскопках древней Эблы.
XIX-XVIII века до н.э. - Иерусалим упоминается в египетских папирусах под именем "Рушалимум". Примерно к той же эпохе относится рассказ Торы (Пятикнижья Моисеева), упоминающий Иерусалим под именем "Шалем" и его правителя Мелкицедека. К этому же периоду относится рассказ Торы о жертвоприношении Авраама на одной из Иерусалимских гор - горе Мориа (22-я глава кн. Бытия). Впоследствии царь Давид выберет именно это место для столицы еврейского государства, а царь Соломон построит Храм именно на этой горе.
XIII-XI вв. до н.э. - эпоха завоевания Ханаана. Так принято называть эпоху после выхода евреев из Египта. Евреям не удалось тогда сразу завоевать всю страну, и на месте Иерусалима стоял в тот период город Иевус, столица одного из ханаанских племен - иевусеев. Крепость Иевуса называлась Цион. Видимо, где-то в середине XII века до н.э. евреям удалось на короткое время овладеть Иевусом, но потом они вынуждены были его оставить. Еврейские колена жили тогда изолированно друг от друга, каждое на своей территории, и не образовывали никакой государственной системы. В конце этого периода, в XI веке, им пришлось объединиться в связи с возникшей военной угрозой со стороны филистимлян.
Ок. 1000 года до н.э. - начало истории Иерусалима как еврейской столицы. После гибели первого еврейского царя Саула из колена Биньямина к власти пришел царь Давид из колена Иегуды. Давид построил свой город и обнес его крепостной стеной. Город получил название Иерусалим (Йерушалаим). Давид перевел в Иерусалим управление из прежней столицы - Хеврона, а также перенес туда Ковчег Завета, где хранились две каменные таблички с высеченными на них Десятью Заповедями - Скрижали Завета. Территория города распространяется от крепости Цион по холму Офел - южному склону горы Мориа. В нескольких сотнях метров от крепости Цион и Иевуса находится гора Мориа, на которой, согласно Торе, Авраам должен был принести в жертву Богу своего сына Исаака. Это место было общей для всех еврейских колен святыней, и Давид мог рассчитывать, что Храм, который он собирался построить на этом месте, станет фокусом духовной жизни объединенного государства. Но не Давиду было суждено построить Первый Храм.
Ок. 960 года до н.э. - строительство Первого Храма. Царь Соломон (Шломо) расширяет пределы города Давида, строит на горе Мориа Храм и рядом с ним царский дворец. В Храм были перенесены Скрижали с Десятью Заповедями и Менора - золотой светильник, в котором непрерывно должно было гореть чистейшее оливковое масло. ТАНАХ (Библия) подробно рассказывает о строительстве Храма и о царствовании Соломона. За время своего правления царь Соломон успел провести ряд кардинальных реформ, которые обеспечили экономическое процветание государства, дальнейшее объединение колен и концентрацию духовной жизни народа вокруг столицы и Храма. Отныне еврей, где бы он ни жил, трижды в год - в праздники Песах, Суккот и Шавуот (эти праздники так и называются в еврейской традиции -"праздники паломничества") - являлся в Иерусалимский Храм с жертвоприношениями. Иерусалим становится единственным центром богослужения у евреев.
925-586 годы до н.э. - Иерусалим - столица Иудеи. Вскоре после смерти Соломона объединенное царство распалось на два: Северное - Израиль и Южное - Иудея. Иерусалим стал столицей Иудеи, включившей в себя территорию наделов колен Иегуды и Биньямина. Северное царство было уничтожено в 722 г. ассирийцами, и следы десяти северных колен затерялись в изгнании. Иудея выстояла в значительной степени благодаря укреплению Иерусалима, осуществленному царями Узиягу и Хизкиягу из династии Давида. Кроме надежных укреплений Иерусалим был обеспечен водой на случай осады: к нему был проведен подземный водопровод длиной более 500 метров от источника Гихон. В 701 г. до н.э. ассирийский царь Санхерив осадил Иерусалим, но вынужден был отступить.
Ассирийская империя пала, а на ее месте возникла Вавилонская. Вавилонских царей Иудея и Иерусалим привлекали в неменьшей степени, чем ассирийских, и в 605 г. до н.э. Вавилон превратил Иудею в свою вассальную территорию. После ряда неудачных восстаний евреев вавилонский царь Навуходоносор в 586 г. до н.э. полностью разрушил Иерусалим, сжег Храм Соломона. Большинство населения города было либо уничтожено, либо уведено в плен в Вавилон, где было поселено по берегам Тигра и Евфрата. К этой эпохе изгнания и относятся знаменитые слова Псалма 137: Так закончилась эпоха Первого Храма.
516 год до н.э. - возвращение в Сион и восстановление Храма. Вавилонская империя, как и все империи на свете, оказалась не вечной; прошло время, и на ее месте возникла Персидская империя. Персидский царь Кир в 538 г. разрешил евреям вернуться на родину и заново отстроить Храм. Кир приказал также вернуть в Иерусалим храмовую утварь, увезенную Навуходоносором, а также оплатить из казны расходы по постройке Храма. Кир оказался "сионистом" в большей степени, чем многие евреи: вернулась - в несколько приемов - лишь меньшая часть народа. И все же евреи были единственным народом из переселенных вавилонянами, который, хотя и не в полном составе, но все-таки вернулся на свою прежнюю землю. Храм был отстроен заново к 516 году, и с этого момента начинается эпоха Второго Храма. Во Втором Храме уже не было Скрижалей с Десятью Заповедями - они таинственно исчезли незадолго до разрушения Первого Храма, и сегодня никто не знает, где они.
445 год до н.э. - реформы Эзры и Нехемии. Хотя Храм и был отстроен, Иерусалим долго оставался малозаселенным. В 445г. иудейский правитель Нехемия провел ряд серьезных реформ, направленных на возвращение Иерусалиму статуса реальной столицы Иудеи. Он же обнес город новой крепостной стеной. Современник Нехемии, выдающийся еврейский законоучитель Эзра, учредил в Иерусалиме высший орган еврейского самоуправления - Кнессет а-Гдола (Великое Собрание), в который входило 120 мудрецов. До 332 года до н.э. Иерусалим продолжал оставаться столицей персидской провинции Иудеи.
332 год до н.э. - начало Эллинистической эпохи. В 332 г. до н.э. Иудея и Иерусалим практически без боя сдались Александру Македонскому. Александр не вмешивался ни в образ жизни евреев, ни в храмовую службу; в отличие от завоевателей того времени, он не стал устанавливать в Храме статую верховного эллинского божества Зевса или свою собственную статую. После смерти Александра разгорелась борьба между его наследниками за раздел империи; Иудея и Иерусалим несколько раз переходили из рук в руки, что принесло им немалые беды.
301-203 годы до н.э. - Иерусалим под властью Птолемеев. В 301 г. в Иудее установилась власть египетской ветви наследников Александра - династии Птолемеев. Наступил примерно столетний период относительного мира и благоденствия. Иудее предоставлена достаточно широкая автономия, продолжает функционировать Великое Собрание, в Иерусалиме сосредоточена духовная и светская элита страны, имеющая тесные связи с двором Птолемеев в Александрии. К этой же эпохе относится создание Септуагинты - первого в истории перевода Библии на иностранный (греческий) язык.
203-165 годы до н.э. - Иерусалим под властью Селевкидов. Ок. 200 г. до н.э. Иудею и Иерусалим захватила Сирийская эллинистическая империя, где царствовала династия Селевкидов. Селевкидский царь Антиох IV Эпифан ввел чрезвычайно жестокие законы, направленные на насильственное приобщение евреев к греческой культуре. Соблюдение Субботы и многих других еврейских обычаев было запрещено под страхом смерти. Антиох сменил также состав священников в Храме, поставив во главе их эллинизированного еврея по имени Менелай. В ответ на возмущение евреев Антиох разрушил городские стены Иерусалима, возвел внутри города крепость Акра, где разместился греческий гарнизон, разграбил храмовые сокровища, а Храм приказал превратить в святилище Зевса Олимпийского. Все это привело к тому, что в 167 г. до н.э. вспыхнуло еврейское восстание, известное как восстание Маккавеев (Хасмонеев). В декабре 164 г. Иегуда Маккавей захватил Храмовую гору, устранил из Храма следы языческого культа и восстановил его нормальное функционирование. В связи с этими событиями установлен еврейский праздник Ханукка (букв. - "новоселье" или "очищение").
164-63 годы до н.э. - Иерусалим - столица Хасмонейского царства. Хотя Храмовая гора была освобождена Маккавеями еще в 164 г., выбить сирийский гарнизон из крепости Акра Шимону Хасмонею удается лишь к 141 г. На этом присутствие чужеземцев в Иерусалиме кончается. После победы восстания Маккавеев в Эрец-Исраэль в течение 103 лет существует независимое еврейское государство. Во главе его стоял священнический род Хасмонеев, возглавлявший восстание. Иерусалим снова становится столицей. В городе интенсивно развиваются торговля и ремесла, его пределы заметно расширяются. Возникают новые капитальные стены, отделяющие территорию рынков от основной части города.
63 год до н.э. - начало Римской эпохи. В результате вспыхнувшей в Хасмонейском государстве междоусобной войны в 63 г. римский полководец Помпеи без труда овладел Иудеей и Иерусалимом. В 40 г. евреям удалось при поддержке парфян - главного врага Рима на Ближнем Востоке - на короткое время выбить римлян из Иерусалима, но спустя три года римский ставленник Ирод I (Великий), опираясь на римскую армию, опять захватил город.
37-4 годы до н.э. - царствование Ирода. В шутку говорят, что нынешний мэр Иерусалима Тедди Колек построил в городе почти так же много, как Ирод. Действительно, размах строительства в Иерусалиме при Ироде был грандиозен: - Ирод перестроил старую городскую крепость и назвал ее Антонией в честь Марка Антония; - Ирод построил близ нынешних Яффских ворот цитадель, от которой уцелела башня, известная сегодня под названием Башня Давида; - Ирод построил огромные и великолепные дворцы и форумы; - Ирод расширил и перестроил Храм, увеличив его высоту вдвое. При этом Ирод был жестоким и беспощадным правителем: еврейская традиция говорит, что после перестройки Ирода Храм потерял половину своей святости. Римский историк Плиний Старший свидетельствует, что при Ироде Иерусалим был самой известной и самой блестящей из столиц Востока, однако, несмотря на все успехи Ирода в градостроительстве, евреи ненавидели его как проводника римской власти.
6 год до н.э. - 66 год н.э. - Иерусалим под властью римских прокураторов. После смерти сына Ирода, Архелая, центральная часть Иудеи управлялась непосредственно римскими наместниками (прокураторами), резиденцией которых была Кесария. Для евреев столицей страны продолжал оставаться, естественно, Иерусалим. Высшим органом еврейского самоуправления в эту эпоху был Сан-гедрин (Синедрион) - Высший суд в Иерусалиме. Он выполнял также функции городского совета Иерусалима. По оценкам историков, население Иерусалима составляло тогда от 30 до 100 тысяч человек. Территория города непрерывно увеличивалась, возникали новые пригороды.
66 год н.э. - начало Иудейской войны. Недовольство евреев римской властью вылилось в грандиозное восстание 66 г., которое принято называть Иудейской войной. Римский гарнизон в Иерусалиме был уничтожен. Весной 70 г. римские войска под командованием Тита, сменившего своего отца Веспасиана, подошли к городу и начали тяжелую пятимесячную осаду.
9 Ава 3830 года (11.08.70) - падение Иерусалима и разрушение Второго Храма. Согласно еврейской традиции, евреи лишились Второго Храма и отправились в изгнание за взаимную вражду и нежелание быть единым народом. Разные части Иерусалима защищали три разные группировки евреев, и, несмотря на то, что они столкнулись с колоссальным превосходством римлян, они так и не сумели объединиться. В такой ситуации мужество и упорство защитников города оказались бессмысленными, и Иерусалим пал. Согласно преданию, Второй Храм был сожжен римлянами в тот же самый день по еврейскому календарю, в который на 656 лет раньше был уничтожен Первый Храм, - 9 числа летнего месяца Ава. Большинство жителей Иерусалима погибли или умерли от голода во время осады, оставшиеся были проданы в рабство. Все храмовые сокровища были увезены в Рим. Точно так же, как когда-то таинственно исчезли Скрижали с Десятью Заповедями, после разграбления римлянами храмовых сокровищ затерялись следы знаменитого золотого Семисвечника - Меноры. Последнее, что о ней известно: она была перевезена в Рим и, видимо, не была там переплавлена. Может быть, и она, и Скрижали Завета когда-нибудь найдутся... На этом история Иерусалима как столицы еврейского государства прерываете! почти на две тысячи, а точнее, 1878 лет.
I 117 год - на Храмовой горе римляне строят языческий храм.
130 год - в Иерусалим приезжает римский император Адриан. На развалина города он начинает строительство римского военного лагеря Элия Капитолина.
В 132 году - начинается восстание Бар-Кохбы, последнее еврейское восстав" против римлян. Повстанцы овладевают Иерусалимом и на Храмовой горе строят временный Храм.
135 год - римляне подавляют восстание, вновь захватывают Иерусалим, теперь Адриан переносит название лагеря Элия Капитолина на весь город. Ие русалим этого периода имел планировку римской военной колонии - т.е. прям( угольника, разбитого на части взаимно перпендикулярными улицами. Территорв и планировка сегодняшнего Старого города в Иерусалиме во многом совпадай с теми, что сложились при Адриане. Улица Кардо, раскопанная археологами и превращенная в один из главнь туристских центров Старого города, - это центральная улица города времен Адриана. Евреям вход в город был запрещен под страхом смерти, на месте Храма было воздвигнуто святилище Юпитера, а на том месте, где была Святая Святых, - поставили конную статую Адриана.
Во II-III веках Элия Капитолина была небольшим провинциальным римским городом. В городе существовала христианская община, его посещали христианские паломники. Приходили и еврейские паломники, но селиться в Иерусалиме им запрещалось.
324 год - завоевание Эрец-Исраэль византийским императором Константином. Иерусалим приобретает преимущественно христианский облик.
335 год - на месте предполагаемого захоронения Иисуса строится Храм Гроба Господня. Евреям вновь запрещают паломничество в Иерусалим, за исключением дня 9 Ава, когда им разрешалось молиться на Масличной и Храмовой торе, превращенной в городскую мусорную свалку.
361-363 годы - к власти в Византийской империи приходит император Юлиан-"отступник". Он разрешает евреям селиться в Иерусалиме и начать приготовления к восстановлению Храма.
438 год - византийская императрица Евдокия значительно перестраивает и расширяет Иерусалим.
614 год - Иерусалим завоевывают персы. Евреи города поддержали персов, скольку видели в них избавителей от насильственного обращения в христианство.
629 год - в Иерусалиме возобновляется власть византийцев. В отместку за со трудничество с персами еврейская община почти поголовно вырезана, и евреям опять запрещено селиться в Иерусалиме.
638 год - Эрец-Исраэль завоевывают арабы, и византийцы сдают Иерусалим халифу Омару ибн аль-Хаттабу. Халиф строит первую в Иерусалиме мечеть в том месте, где сейчас стоит мечеть Аль-Акса. Он же разрешает 70 еврейским семьям поселиться там, где сейчас находится Еврейский квартал Старого города.
691 год - строительство мечети Омара на части бывшей территории Храма.
716 год - резиденция халифов переносится в Рамлу, и Иерусалим утрачивает значение административного центра. Несколько позднее, во время волнений, стены города сносят.
800 год - халиф Харун ар-Рашид передает христианские святыни Иерусал под покровительство Карла Великого, что стимулирует строительство множества церквей и монастырей.
878-1099 годы - династии египетских и багдадских халифов сражаются между собой за обладание Иерусалимом, и город переходит из рук в руки.
1099-1187 годы - Иерусалим является столицей королевства крестоносцев. стоносцы вырезают и мусульман, и евреев и, чтобы заселить город, привлекают туда арабов-христиан. Многие мусульманские мечети были превращены в церкви.
1187 год - войска султана Саладина овладевают Иерусалимом и изгоняют крестоносцев. Церкви превращены в мечети. Восстановлена.еврейская община, в числе которой были евреи из Йемена и Магреба, а также около 300 раввинов из Англии и Франции.
1260 год - Иерусалим захватывают и разрушают монголы. В том же году их побеждают мамлюки, вскоре овладевшие Эрец-Исраэль.
1267 год - в Иерусалим прибывает знаменитый еврейский ученый рабби Моше бен Нахман (РАМБАН, Нахманид) из Испании. Он нашел в городе ок. 2000 человек, среди которых было лишь два еврея.
1492 год - в Иерусалим начинают прибывать евреи - изгнанники из Испании.
1517 год - город завоевывает турецкий султан Селим, и начинается 400-летняя эпоха владычества Османской империи.
1536-1541 гг. - турецкий султан Сулейман Великолепный обносит Иерусалим крепостной стеной, построенной на развалинах древних стен. Эта стена окружает Старый город и сегодня.
К концу XVIII века в Иерусалиме насчитывалось около 5 тысяч евреев, а с середины XIX века еврейская община Иерусалима становится самой многочисленной в Эрец-Исраэль. Из 15 тысяч жителей города около половины составляли евреи.
1848 год - в Иерусалиме открывается первый банк.
1854 год - в Еврейском квартале открывается первая еврейская больница на 18 коек.
1863 год - в Иерусалиме начинают выходить две еврейские газеты.
50-60 гг. XIX в. - переломный период в истории Иерусалима: он превращается в современный город. Сюда приезжает большое количество евреев из Европы, и Старый город становится для них тесен. Возникает необходимость строительства еврейских жилых кварталов вне городских стен. Английский еврей, банкир сэр Мозес (Моше) Монтефиори покупает у турок участок земли к западу от Старого города и строит там квартал Мишкенот-Шаананим, а рядом с ним - мельницу, которая должна была дать пропитание жителям этого квартала. Эта мельница сохраняется как исторический памятник и по сей день. Евреи продолжают приобретать землю к западу и северо-западу от городской стены и строят там новые кварталы. Так, к западу от крепостной стены вырастает новый еврейский город.
С 1873 года начинается новое строительство к югу от крепостной стены. Там была основана так называемая Немецкая колония, где поселились немцы-христиане.
1892 год - начинает функционировать железнодорожная линия между Иерусалимом и Яффой.
В 1910 году в Иерусалиме проживает уже 65 тысяч жителей, из них 40 тысяч евреев.
1914-1917 годы - во время Первой мировой войны в городе свирепствуют голод и болезни, его население сокращается до 55 тысяч человек.
10-11.12.1917 - турки сдают город британским войскам.
1.7.1920 - Иерусалим становится официальным центром английской гражданской администрации. Начинается эпоха Британского мандата.
1.4.1925 - открытие Еврейского университета на горе Скопус (Цофим).
1935 год - англичане строят водопровод, по которому вода подавалась в Иерусалим из реки Яркон.
22.7.1946 - в знак протеста против запрета британскими властями иммиграции евреев в Палестину еврейская подпольная организация Эцель взрывает флигель отеля "Царь Давид", где были размещены британские правительственные и военш учреждения. При взрыве погибает 90 человек.
В 1946 году население Иерусалима составляет 164 тысячи человек, из них 100 тысяч - евреи.
29.11.1947 - ООН принимает решение о разделе Палестины между евреями и арабами, в рамках которого Иерусалим должен был получить международный статус. Англия отказывается участвовать в осуществлении этого плана, в Иерусалиме начинается анархия и быстро развивается массовый арабский террор. Начинается Война за Независимость.
3-15.4.1948 - операция "Нахшон" - в осажденный Иерусалим с боем прорывается колонна грузовиков с продовольствием и оружием.
14.5.1948 - провозглашение независимости государства Израиль.Англичане покидают Иерусалим.
28.5.1948 - Еврейский квартал Старого города капитулирует, защитники его взяты в плен, а гражданское население эвакуировано в кварталы Западного Иерусалима, удерживаемые евреями. Арабский легион разрушает Еврейский квартал и оскверняет кладбище на Масличной горе.
11.6.1948 - достигнуто соглашение о прекращении огня, по которому Восточный Иерусалим, включая Старый город, оказался под контролем Иордании, а Западный Иерусалим - под контролем Израиля.
1.8.1948 - правительство Израиля провозглашает Западный Иерусалим частью территории государства.
3.4.1949 - подписан договор о перемирии между Израилем и Иорданией. Лиши прекращения огня 1948 года стала демаркационной линией, признанной ООН. Возникла эта линия так. Израильский полковник Моше Даян и иорданский подполковник Абдалла Таль встретились в одном из заброшенных домов и расстелил! перед собой на полу карту Иерусалима, где обозначили цветными карандашам! расположение своих войск. Карта была мелкомасштабной, а карандаши - плохо заточенными, поэтому проведенная ими жирная линия имела на местности ширину 40-60 метров и перерезала случайным образом улицы, углы домов и т.д. До самой Шестидневной войны этой линии суждено было служить государственно границей Израиля. Вдоль нее был выстроен бетонный забор и натянута колючая проволока.
До 1967 года Иерусалим был разделен надвое колючей проволокой. Отдельным израильским анклавом на территории Иордании была гора Скопус, где находился Еврейский университет. По соглашению, разрешалось отправлять туда раз в две недели автобус с территории Западного Иерусалима. Понятно, что университет таких условиях нормально функционировать не мог, и в Западном Иерусалиме (в Гиват-Раме) был построен новый кампус. По соглашению, израильтянам разрешалось приходить к Стене Плача, но это условие иорданцами никогда не соблюдалось.
5.6.1967 - начало Шестидневной войны.
7.6.1967 весь Иерусалим оказался в руках Израиля. Во время боев за Старый город израильское командование отдало приказ любой ценой избегать нанесения ущерба христианским и мусульманским святыням, что стоило Израилю немалых дополнительных жертв и усилий.
28.6.1967 - декрет израильского правительства об объединении Западного и Восточного Иерусалима.
1969-1971 - Иерусалимский муниципалитет приглашает самых известных еврейских архитекторов мира принять участие в проекте восстановления Еврейского квартала Старого города. С 1970 года на холмах вокруг Иерусалима строятся новые жилые районы - Гило, Рамот, Неве-Яаков, ,Рамат-Эшколь, Тальпиот Мизрах и др.
Июнь 1980 года - израильский парламент принял Закон об Иерусалиме, объявляющий Иерусалим неделимой столицей Израиля.